12.5. Машины и механизмы текущего содержания и ремонта пути

К средствам механизации путевых работ относятся путевые машины, механизированный инструмент и оборудование.

ПУТЕВЫЕ МАШИНЫ предназначены для сооружения верхнего строения пути при стро­ительстве и реконструкции ж. д. а также для выполнения всех видов работ при текущем содержании ж.-д. пути. Путевые машины при­меняют для ремонта земляного полотна, балластировки пути, очистки балластного слоя, замены элементов пути и стрелочных пере­водов, выправки пути и уплотнения балласта, сварки рельсов в пути, их шлифовки, транс­портировки материалов и персонала, погрузки и выгрузки материалов, очистки и уборки сне­га и засорителей. По способу выполнения ра­бот различают машины тяжелого типа (не­съемные) и легкого типа (съемные). Для ра­бочих органов и передвижения путевых ма­шин используются следующие типы привода: гидравлический, пневматический, электриче­ский, от двигателя внутреннего сгорания с ме­ханической передачей. В зависимости от хо­дового оборудования машины строят на же­лезнодорожном, гусеничном, пневмоколесном или комбинированном ходу. Несъемные ма­шины на ж.-д. ходу относятся к специальному подвижному составу, который делится на са­моходный, имеющий автономный двига­тель с тяговым приводом в транспортном ре­жиме, и несамоходный (без тягового двигателя в транспортном режиме), включа­емый в состав хозяйственных поездов.

Работы по текущему содержанию и ре­монтам пути, связанные единой технологией, местом и временем производства отдельных операций, выполняются комплексом машин поточным методом. Использование комплек­сов машин позволяет сократить общее вре­мя закрытия перегона, уменьшить трудо­емкость и улучшить качество работ, обеспе­чить повышение скоростей движения поездов после завершения работ. На отечественных ж. д. при производстве путевых работ при­меняют следующие комплексы: для ремон­та и содержания водоотводных сооружений, обочин и междупутий; замены рельсошпаль­ной решетки или стрелочных переводов; глу­бокой очистки щебня или замены материала балластной призмы; выправки и стабилиза­ции пути.

Рис. 12. 3. Схема струга-снегоочистителя СС-1М: 1 — ферма; 2 — хозяйственная кабина; 3, 4 — телескопические распорки, 5 — откосное крыло, 6 — телескопическая наклонная тяга; 7 — тяга; 8 — пневмоцилиндр раскрытия крыла, 9 — портальная рама; 10 — кабина управления, 11 — снегоочистительное устройство

Таблица 1 2 . 2. Технические характеристики путевого струга