ПУТЕВОЙ СТРУГ

передвижная машина, производящая нарезку новых и прочистку старых кюветов, срезку обочин, разработку откосов выемок, оправку балластных бровок, планировку разгруженного грунта, а также очистку пути от снега и льда. Базой П. с. служит сварная ферма. опирающаяся на две тележки Даймонд. На ферме смонтированы два боковых крыла с ножами и носовая часть в виде двугранного угла. Крыльям в открытом состоянии придается требуемый поперечный профиль; наибольший вылет крыла от оси пути 6 700 мм. При необходимости носовая часть м. б. превращена в вертикальную плоскость, расположенную к продольной оси пути под углом в 45°. Управление крыльями и носовой частью пневматическое из будки управления. Воздух в цилиндры поступает от паровоза, к-рым П. с. перемещается.

Работа П. с. производится след. образом: открывают крылья струга и придают им требуемый поперечный профиль, затем дают сигнал на паровоз о трогании и постепенно опускают крылья; при подходе к месту начала работы крыло опускают в кювет до необходимой отметки и срезают им всю лишнюю землю, сбрасывая ее на сторону. Число проходов П. с. и скорость передвижения его в рабочем состоянии зависят от выполняемой работы и качества грунта. Так, напр. при нарезке кюветов в грунтах средней плотности число проходов доходит до 6. Скорость при первом проходе не должна превышать 5 км/ч, т. к. не исключена возможность наезда на какие-либо скрытые препятствия (рельсы, шпалы, крупные камни и пр.). Второй и последующие проходы делаются со скоростью 10—15 км/ч, последний (отделочный) — со скоростью не более 3 км/ч для получения гладкой поверхности.

Технический железнодорожный словарь. — М. Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941 .