Железнодорожный словарь

Впервые попавшему на железнодорожный транспорт – учащемуся или работнику, пришедшему со стороны, – долгое время непонятны сокращенные названия тех или иных служб, подразделений, предприятий. Ну, например, что кроется за таинственными буквами ПЧ, НГЧ, ВЧД? И зачем так все усложнять?

Проходят годы, пока привыкнешь к этим аббревиатурам. А бурно текущая жизнь и процесс реформирования, проходящий в РЖД, то и дело «подбрасывают» новые – ЕДЦУП, ДОП, ЭТРАН…

Железнодорожные аббревиатуры – непаханое поле для лингвистов и любителей железнодорожного транспорта. В научных книгах и статьях вы не найдете историю их создания и дальнейшего преобразования (где последнее имело место). Расшифровку – да! Но именно она и наводит на мысль, почему, скажем, дистанция пути звучит как ПЧ, а локомотивное депо – ТЧ. Это ли не тема для поисков?

Одна из самых первых и самых популярных железнодорожных аббревиатур ведет свою историю с 16 июля 1865 года, когда Главное управление путей сообщения России было преобразовано в Министерство путей сообщения. Но если МПС, как и РЖД, действительно не что иное, как аббревиатуры (буквенные сокращения слов), то наименования входящих в них структур, скорее, код – система условных знаков.

Например – П. Впервые в России понятие «путь» применительно к верхнему строению железной дороги было введено профессором Н. И.Липиным в статье, опубликованной в «Журнале путей сообщения» в 1840 году. С тех пор этот термин применяется на железнодорожном транспорте. По поручению первого министра путей сообщения Петра Мельникова прошла отработка необходимых документов, регламентирующих эксплуатационную деятельность железных дорог. Тогда же было введено деление персонала на службы. И одной из первых появилась служба пути и зданий — П.

Вторая половина ХIХ века – время создания первых служб на железных дорогах России. Для обеспечения оперативного руководства предприятиями, быстрой связи между всеми подразделениями была принята система телеграфных кодов: Д — служба движения, Т — тяги (нынешнее локомотивное хозяйство), Ш — сигнализации и связи. По поводу последнего кода сами связисты говорят: Ш ¬ значит шнуровая. А шнуров на телеграфе и телефоне позапрошлого века хватало.

Интересно наименование пассажирского хозяйства железных дорог. Что такое Л? Представьте, совсем как в древнерусской кириллице: Л – люди. В нашем случае пассажиры.

Локомотив во главе поезда – символ магистрали. История развития железнодорожного транспорта началась с появления первых локомотивов. Наши предшественники будто предвидели дальнейшее совершенствование средств тяги, выбрав именно Т. Тут какой вид ни возьми, все подойдет. Хотя, с другой стороны, и воспользоваться П (например, существующая на тот момент паровозная тяга) уже не могли – код был занят путейцами.

Но, скажет читатель, ведь в наименовании железнодорожных предприятий есть еще пресловутая буква Ч. Это – Часть, как область какой либо деятельности, специальности и отдельная отрасль управления. В этом смысле может быть интересна аббревиатура ВЧД.

Наименование службы В понятно. Но как быть с наименованием предприятий? Известно, что вагонные мастерские строились на базе паровозных (мастерских, затем – депо), то есть были частью этих подразделений. С преобразованием в отдельную структуру вагонники стали Вагонной Частью Депо (читай – локомотивного). Хотя фактически это самостоятельное подразделение, не имеющее отношения к службе тяги. А с разделением депо на ремонтные и эксплуатационные к последним добавилась еще буква Э.

И такие аббревиатурные хитросплетения на каждом шагу. Сегодня «строительство» новых кодовых названий с точки зрения современного русского языка более логичное. ДЦФТО – Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания, ЕДЦУП – Единый дорожный центр управления перевозками, ДОП – Дирекция по обслуживанию пассажиров… Другое дело, что как телеграфный код эти аббревиатуры более отягощены буквенной символикой.

В то же время на российских железных дорогах соответственно в терминологии сложилась очень четкая иерархия управления – то, что сегодня называют вертикалью власти. Одна буква Ц чего значит!

А значит она – центральный аппарат управления ОАО «РЖД» (МПС). ЦЗ – заместители президента компании, руководящие соответствующими подразделениями. Что касается наименования департаментов, то к знакомым кодам Т, П, Э и другим вначале добавляется все та же буква Ц. На отделениях дорог код подразделения как бы удваивается, начинаясь с другого кода – НОД – начальник отделения дороги.

В общем то, «телеграфный язык» железнодорожников лаконичен, образен и… прост. А вот его история очень непроста, и она ждет своих исследователей.

А — министр путей сообщения

АБ — автоблокировка

АБ-Е2 — АБ единый ряд, второе поклоение

АБТ — АБ с тональными рельсовыми цепями

АБТЦ — АБ с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры

АЗ — заместитель А

АЗ-1 — первый заместитель А

АИС ЭДВ — автоматизированная информационная система организации перевозок с применением электронной дорожной ведомости

АКП — автоматические контрольные пункты

АЛС-ЕН — автоматическая локомотивная сигнализация единая непрерывная. В отличие от АЛСН, выдаёт информацию о состоянии 6 блок-участков до 200 км/ч и имеет ещё много новшеств. Работает на микропроцессорной технике

АЛСК — Автоматическая Локомотивная Сигнализация Комбинированного съёма информации

АЛСН — Автоматическая Локомотивная Сигнализация Непрерывного действия

АЛСО — автоматическая локомотивная сигнализация, применяемая как самостоятельное средство сигнализации и связи

АЛСТ — Автоматическая Локомотивная Сигнализация Точечного съема информации

АЛСЧ — автоматическая локомотивная сигнализация частотного типа (или просто частотная). Сбор информции до 5 блок-участков включительно при скоростях до 200 км/ч

АПК ДК — аппаратно-программный комплекс диспетчерского контроля

АРВ — автономные рефрижераторные вагоны

АРМ — автоматизированное рабочее место

АРМ ТВК — АРМ товарного кассира

АРС — Система Автоматического Регулирования Скорости

АСУ КП — автоматизированная система управления контейнерным пунктом

АСУ ГС — АСУ грузовой станцией

АСУ СС — АСУ сортировочной станцией

АТДП — автоматика и телемеханика (для) движения поездов

АТ — автоматика и телемеханика

АТС — автоматика, телемеханика, связь

АФТО — агентство фирменного транспортного обслуживания отделения дороги

АХУ — административно — хозяйственное управление МПС

Б — багажные вагоны

БМРЦ — блочная маршрутно-релейная централизация стрелок и сигналов

БП — почтово-багажные вагоны

БП — блок-пост

В — вагонная служба

ВНИИАС — Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи

ВНИИЖГ — Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены

ВНИИЖТ — Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта

ВНИИТИ — Всероссийский научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин

ВНИИУП — Всероссийский научно-исследовательский институт управления МПС; в прошлом ВНИИАС

ВНР — начальник рефрижераторной секции

ВОДЧ — дистанция водоснабжения и канализации

ВП — восстановительный поезд

ВПР — машина Выправочно-Подбивочно-Рихтовочная

ВПРС — машина Выправочно-Подбивочно-Рихтовочная Стрелочная

ВР — вагоны-рестораны

ВРЗ — вагоноремонтный завод

ВЦ — вычислительный центр управления дороги

ВЧ — вагонный участок, начальник вагонного участка

ВЧД — вагонное депо, начальник вагонного депо

ВЧДР — зам. начальника вагонного депо по ремонту

ВЧДЭ — зам. начальника вагонного депо по эксплуатации

ВЧГ — главный инженер вагонного участка

ВЧГЭ — главный энергетик вагонного участка

ВЧЗ — зам. начальника вагонного участка

ВЧЗр — зам. начальника вагонного участка по резерву проводников, начальник резерва проводников

ВЧИ — инструктор производственного обучения

ВЧК — начальник отдела кадров вагонного участка

ВЧОС — осмотрщик вагонов

ВЧОР — осмотрщик-ремонтник вагонов

ВЧРз — зам. начальника резерва, старший нарядчик

ВЧЮ — юрист вагонного участка

ВЭ — вагоны-электростанции

ГАЛС — горочная автоматическая локомотивная сигнализация

ГАЦ — горочная автоматическая централизация

ГВЦ — главный вычислительный центр МПС РФ

ГИД — График исполненного движения

ГТСС — государственный институт по проектированию сигнализации, централизации, с вязи и радио на железнодорожном транспорте

ГПЗУ — горочное программно-задающее устройство

ГУП ДКРМ — дирекция по комплексной реконструкции, капитальному ремонту и строительству объектов МПС

ГУ КФЦ — кредитно-финансовый центр МПС

ГУ ЦВКО — центр по взаимодействию с компаниями — операторами МПС

ГУП ЦСС — центральная станция связи МПС

Д — служба перевозок (движения?)

ДВ — отдел специальных и негабаритных перевозок службы перевозок

ДГ — начальник оперативно-распорядительного отдела службы Д

ДГКУ — дрезина с гидропередачей калужская усиленная

ДГПН — дежурный по направлению

ДГП — доpожный диспетчеp

ДГС — старший дорожный диспетчер

ДДЭ — Дежурный Диспетчер Эксплуатации (в метро)

ДИСПАРК — автоматизированная система пономерного учета и определения дислокации вагонного парка МПС

ДИСК — Дистанционная Информирующая Система Контроля (потомок ПОНАБа)

ДИСКОН — то же, что и ДИСПАРК, только для контейнеров

ДИСТПС — аналог ДИСПАРК для Тягового и Подвижного Составов

ДИСССПС — аналог ДИСПАРК для Специального Самоходного Подвижного Составов

ДК — диспетчерский контроль

ДЛ — пассажирская станция

ДНБ — Начальник кондукторского резерва

ДНЦ — поездной yчастковый (yзловой) диспетчеp

ДНЦВ — вагонно-pаспоpядительный диспетчеp

ДР — старший ревизор службы перевозок

ДРС — дорожно-распорядительная связь

дежурный по станции

динамический стабилизатор пути

ДСПГ — дежурный по горке

ДСПГО — оператор при дежурном по сортировочной горке

ДСПП — дежурный по парку

ДСПФ — дежурный по парку формирования

ДСТК — начальник контейнерного отделения станции

ДСТКП — заведующий контейнерной площадкой

ДСЦ — маневровый диспетчер

ДСЦМ — станционный грузовой диспетчер

ДСЦП — дежурный поста централизации в метро

ДЦ — диспетчерская централизация стрелок и сигналов

ДЦ-МПК — диспетчерская централизация на базе микроЭВМ и программируемых контроллеров

ДЦФТО — дорожный центр фирменного транспортного обслуживания

ДЦХ — поездной диспетчер в метро

ЕДЦУ — единый диспетчерский центр управления

ЕК ИОДВ — единый комплекс интегрированной обработки дорожной ведомости

ЕМЦСС — единая магистральная цифровая сеть связи

ИДП — Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах

ИСИ — Инструкция по сигнализации на железных дорогах

купейные вагоны

начальник контейнерной службы дороги

КАС ДУ — комплексная автоматизированная система диспетчерского управления

КБ — купейные вагоны с буфетами

КВР — капитально-восстановительный ремонт

КГМ — комплекс горочный микропроцессорный

КПА — контрольный пункт автосцепки

КПД — Контроль Параметров Движения (электронный скоростемер)

купейные вагоны с радиоузлом

капитальный ремонт

КРП

контрольно-ремонтный пункт

капитальный ремонт с продлением срока эксплуатации

КСАУ СП — комплексная система автоматизированного управления сортировочным процессом

КСАУ СС — комплексная система автоматизированного управления сортировочной станцией; состоит из КСАУ СП и информационно-планирующего уровня станции (ИПУ)

КТП — Комплектная Трансформаторная Подстанция

КТПО — Комплектная Трансформаторная Подстанция Подъёмно-Опускного типа

КТСМ — Комплекс Технических Средств Многофункциональный/Модернизированый (потомок ДИСКа)

Л — пассажирская служба

ЛАЗ — Линейно-Аппаратный Зал связи

ЛБК — отделенческая группа по учету, распределению и использованию мест

ЛВОК — начальник вокзала

ЛВЧД — вагонное депо для пассажирских вагонов (обычно совмещается с ПТС)

ЛНП — начальник (механик-бригадир) поезда

мягкие вагоны

служба грузовой и коммерческой работы

МАЛС — Маневровая Автоматическая Локомотивная Сигнализация

МВПС — моторвагонный подвижной состав

МВР — ревизор по весовому хозяйству

МДП — моторная платформа

дорожный коммерческий ревизор

мелкий ремонт вагона

МРЦ — маршрутно-релейная централизация стрелок и сигналов

МСП — машина для смены стрелочных переводов

МХ — сектор хладотранспорта в службе М

МХП — хладотехник (практически упразднены)

МХР — ревизор по хладотранспорту (практически упразднены)

МЧ — механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ

МЧК — МЧ с выполнением коммерческих операций (в СПб — Дирекция грузовой и коммерческой работы)

МЭЦ — электрическая централизация маневровых районов

МЮ — актово-претензионный сектор службы М

Н — управление дороги, начальник дороги

НБТ — дорожная служба охраны труда

НВП — начальник восстановительного поезда

НГ — главный инженер дороги

НГЧ — дистанция гражданских сооружений

НЗ — заместитель начальника дороги

НОД — начальник отделения дороги

НОДА — общий отдел отделения дороги

НОДБТ — начальник отдела охраны труда

НОДВ — отдел вагонного хозяйства (подвижного состава) отделения дороги

НОДВИС — инспектор по контролю за сохранностью вагонного парка

НОДГ — главный инженер отделения дороги

НОДЗ — отдел труда и зарплаты отделения дороги

НОДИС — инспектор по контролю за исполнением поручений НОДа

НОДК — начальник отдела управления персоналом отделения дороги

НОДЛ — начальник пассажирского отдела (там же)

НОДМ — начальник отдела грузовой и коммерческой работы отделения дороги

НОДН — начальник отдела перевозок отделения дороги

НОДО — первый отдел отделения дороги

НОДП — отдел пути отделения дороги

НОДР — второй (режимный) отдел отделения дороги

НОДТ — локомотивный отдел отделения дороги

НОДУ — отдел статистического учета и анализа отделения дороги

НОДФ — финансовый отдел отделения дороги

НОДХ — отдел материально-технического снабжения отделения дороги

НОДШ — отделение сигнализации и связи

НОДЮ — юридический отдел отделения дороги

НОК — дорожная служба управления персоналом

НХО — отдел МТС (2-е подчинение = НОД+НХ)

НХОУ — участок отдела

НЧУ — дорожная служба статистического учета и анализа

НЮ — юридическая служба управления дороги

О — вагоны с общими местами