Назначение и область применения
Механизация тяжелых и трудоемких подбивочно-выправочных работ — одна из главных задач в путевом хозяйстве. В России и за рубежом созданы подбивочно-выправочные машины, предназначенные для полной механизации и автоматизации этих работ. Известны два принципиально различных типа подбивочно-выправочных машин: непрерывного и цикличного действия.
Машины непрерывного действия типа ВПО-3000 созданы в нашей стране и за рубежом не выпускаются. Эти машины имеют высокую производительность и используются в основном при капитальном, среднем ремонтах пути на рыхлом балласте в комплексе с другими высокопроизводительными путевыми машинами. Все известные модели зарубежных подбивочно-выправочных машин относятся к машинам циклического действия, которые при работе, периодически останавливаясь, индивидуально подбивают каждую шпалу, группу шпал или переводные брусья.
Подбивочно-выправочные работы включают в себя перемещение рельсо-шпальной решетки в вертикальном и горизонтальном направлениях, установку ее в правильное положение (по уровню, в продолном профиле и в плане), уплотнение балласта и закрепление решетки. Машины должны автоматически выполнять эти технологически взаимосвязанные операции.
Подбивочно-выправочные машины ВПР-1200 и ВПРС-500 — комбинированные путевые машины цикличного действия — предназначены для механизации работ по уплотнению балласта под шпалами или переводными брусьями и одновременной выправки железнодорожного пути или стрелочных переводов в продольном профиле, уровню и в плане. Двухшпальная машина ВПР-1200 одновременно подбивает две соседние шпалы и выправляет путь. Машина ВПРС-подбивает и выправляет стрелочные переводы, может подбивать шпалы и выправлять обычный путь, как одношпальная подбивочно-выправочная машина. Машина Р-2000 — специализированная рихтовочная — предназначена только для выправки пути в плане. Эти машины не могут работать без перерыва в движении поездов — в графике движения должны быть предусмотрены «окна».
Машины ВПР-1200 и ВПРС-500 — сложные автоматические агрегаты выполняющие ряд технологических взаимосвязанных операций Эти машины позволяют полностью по обеим сторонам от задней ходовой тележки. Поэтому уплотнение бал механизировать тяжелые и трудоемкие подбивочно-выправочные работы, выполняемые в большом объеме при текущем содержании и ремонтах железнодорожного пути. Однако анализ конструктивных особенностей машин и технологии их использования в путевом хозяйстве отечественных железных дорог, показал, что применение этих машин не везде и не всегда возможно и целесообразно. Поэтому определение рациональных сфер и условий применения машин является важной задачей.
Железнодорожный путь, так же как и любое инженерное сооружение, в процессе эксплуатации требует проведения периодических ремонтов. Согласно Положению о проведении планово-предупредительного ремонта пути установлены три основных вида ремонта: капитальный, средний и подъемочный. В промежутках между ремонтами выполняется текущее содержание пути, главная задача которого — исправное содержание пути в пределах установленных норм и допусков. Кроме этих видов ремонта, по планам Министерства путей сообщения выполняются ремонтные работы по замене стрелочных переводов новыми, постановке их на щебень, очистке щебня на стрелочных переводах, замене переводных брусьев стрелочных переводов. Заключительная стадия всех перечисленных ремонтных работ — подбивочно-выправочные работы. Они же являются основными при текущем содержании пути.
Периодичность подъемочного, среднего и капитального ремонтов определяется в зависимости от массы перевезенного груза брутто на данном участке, типа верхнего строения пути и условий эксплуатации. Например, нормы периодичности для капитального ремонта в зависи-мости от типа верхнего строения пути (I — III типы) и условий эксплуатации изменяются в пределах от 350 до 600 млн. т пропущенного по участку груза брутто; для среднего ремонта — от 200 до 400 млн. т; для первого подъемочного — от 80 до 200 млн. т; для второго подъемочного — от 150 до 400 млн. т груза брутто. Типовая схема ремонтов железнодорожного пути в зависимости от грузонапряженности линий может несколько изменяться, особенно на линиях с особо высокой грузонапряженностью.
Машины ВПР-1200, ВПРС-500 и Р-2000 предназначены главным
образом для использования на подъемочном ремонте и текущем содержании пути. Это обусловлено несколькими причинами: сравнительно
низкий уровень механизации подбивочно-выправочных работ при
подъемочном ремонте и особенно при текущем содержании пути (менее
40%); нет современных подбивочно-выправочных машин, предназначенных для работы в этих условиях (используются в основном устаревшие шпалоподбивочные машины ШПМ-02 и ручные электрошпалоподбойки); сравнительно низкая производительность машин (подбивочно-выправочные — от 0,2 до 0,6 км/ч и рихтовочные — от 0,6 до
1,6 км/ч) не позволяет эффективно использовать их, например, при
капитальном или среднем ремонте пути на основных работах, выполняемых в «окно», в комплексе с другими высокопроизводительными машинами.
5.2. Размещение основных агрегатов
Общие сведения. Подбивочно-выправочные и рихтовочная машины ВПР-1200, ВПРС-500 и Р-2000 самоходные (на железнодорожном ходу), работают в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от —10 до +40°С, имеют высокую степень унификации и состоят из собственно машины и прицепной платформы, соединенных стандартным автосцепным устройством. Машины оборудованы рабочими органами, энергетической установкой, устройствами и механизмами, обеспечивающими выполнение технологических операций и передвижение в рабочем и транспортном режимах. Прицепная платформа увеличивает базу рихтовочного измерительного устройства, используется для перевозки инструмента и оборудования. Машины постоянно соединены с прицепными платформами, их расцепляют только при погрузке для транспортировки и при ремонтах. На платформах размещены 2 измерительные тележки рихтовочного устройства и измерительное устройство для записи положения пути по уровню и в плане. Поэтому без прицепной платформы машины не могут выправлять путь в плане и записывать его положение.