Выправочно-подбивочные и рихтовочные машины

Все машины данного назначения делятся на два принципиально разных типа: прерывного и непрерывного действия.

К первому типу машин относятся машины ВПО — высокопроизводительные, созданные и выпускавшиеся только в СССР и не имеющие аналогов за рубежом. Выправочно-подбивочно-отделочные машины ВПО предназначены для комплекса работ по чистовой дозировке балласта, подъемке пути, уплотнения его откосов и выправки пути по уровню. Основное их применение — капитальное строительстве и среднем ремонтах пути. Выпускал машины ВПО (3000; 2-3000) Тульский завод железнодорожного машиностроения.

Ко второй группе относятся комбинированные подбивочно-выправочные машины типа ВПМ, ВПР и ВПРС, а так же рихтовочные типа Р, обладающие высокой степенью унификации. С 1976 года на заводах Министерства тяжелого и транспортного машиностроения организовано производство данных путевых машин по лицензиям австрийской фирмы Плассер и Тойрер (ВПРС-500 (Кировский им.1 Мая, с 1978 г.), ВПРС-1200 (Калужский МЗ, с 1978 г.), Р-2000 (Калужский МЗ, с 1978 г.) и др.).

Машины ВПРС-500 и современная модификация ВПР-02 предназначены для выправки стрелочных переводов и пути в продольном профиле, по уровню и в плане, уплотнения балласта под шпалами и стрелочными брусьями и в зонах у их торцов. Машины самоходные, циклического действия. Эти машины по экипажной части и ряду систем управления и привода унифицированы с машинами ВПР-1200.

По многим узлам и системам управления машина ВПРС-02 унифицирована с машиной ВПР-02. Для уплотнения балласта применены два одношпальных подбивочных блока (в каждом блоке по четыре подбойки), установленных на подвижных рамах для маневрирования в кривых и на стрелочных переводах.

Производительность ВПРС-500 — 500 шпал/час. ВПРС-02 — 700 шпал/час. или 1 и 1,2 стрелочных переводов в час соответственно. Максимальная высота подъёмки и поперечной сдвижки пути — 100 м м.

Выправочно-подбивочно-рихтовочная машина DUOMATIC 09-32 CSM предназначена для выполнения выправочно-подбивочных и рихтовочных работ при текущем содержании и всех видах ремонтов пути. Машина отличается от машин ВПР тем, что она непрерывно-циклического действия, то есть, что бы опустить рабочие блоки ей не нужно останавливаться. Машина двигается с малой скоростью, а отдельная тележка со своими колесными парами внутри машины с рабочими блоками работает, как бы догоняя машину. Производство по лицензии Plasser & Theurer (Австрия) заводом Ремпутьмаш, г. Калуга.

Описать коротко механизмы и принципы работы этих машин очень сложно ввиду чрезвычайно непростых процессов взаимосвязанных операций и энергонасыщенности конструкций.