При оплате работы грузового автомобиля по повременному тарифу на предприятии необходимо применять путевой лист грузового автомобиля по форме 4-П. Данный документ рассчитан на осуществление перевозки к двум заказчикам в течение рабочей смены или дня водителя.
Одним из принципиальных отличий формы № 4-П от 4-С (сдельная перевозка) является необходимость прикладывания товарно-транспортных накладных при осуществлении перевозок товарно-материальных ценностей. Номера таких документов вписываются в путевой лист, а сами накладные прилагаются в одном экземпляре и служат для подведения итогов о количестве перевезенного груза и других показателях работы грузового автомобиля и его водителя.
Выдача формы 4-П водителю должна осуществляться перед началом смены и с учетом сдачи путевого листа за прошедшую смену. В получении листа водитель расписывается, проверяет наличие в нем штампа, печати организации и даты выдачи. Без этих реквизитов лист не может иметь юридической силы.
Путевой лист по завершению смены сдается в организацию, которой принадлежит грузовой автомобиль. Он является основанием для учета рабочего времени водителя и самого грузового автомобиля. При передаче счета заказчику прикладывают предусмотренный отрывной талон. В него включают следующую информацию:
- оплачиваемое время (здесь построчно отображают тариф и общую сумму);
- общий пробег (с грузом и без него);
- величина перепробега (при наличии);
- тоннаж;
- общая сумма к оплате.
Отрывной талон подписывается таксировщиком и начальником эксплуатации.
Выписку путевых листов целесообразно вести в учетной программе. В письме Минфина РФ от 25.08.2009 за номером N 03-03-06/2/161 разъясняется, что форма путевого листа, самостоятельно разработанная организацией, является одним из документов, подтверждающих факт расходов на приобретение горюче-смазочных материалов, при наличии в нем обязательных полей, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 .