«Путевые машины 2006»

На прошедшей в прошлом году в Калуге очередной 12-й Международной специализированной выставке-ярмарке «Путевые машины-2006» свои лучшие разработки в области путевой железнодорожной техники продемонстрировали более 100 предприятий и организаций России, иностранных фирм из ближнего и дальнего зарубежья. Выставка наглядно отразила два важных направления в деятельности путевого хозяйства — применение передовых технологий ремонта пути с использованием широкого спектра машин и дальнейшее научно-техническое развитие путевого комплекса. Участники и гости выставки смогли ознакомиться с современными и перспективными высокопроизводительными машинами, средствами контроля и диагностики пути, механизированным инструментом, эффективными технологическими разработками и др.

В работе выставки приняли участие руководители путевого хозяйства всех дорог сети, представители предприятий-изготовителей путевой техники. Ее посетил первый вице-президент ОАО «РЖД» В. Н.Морозов, другие руководители компании. В торжественном открытии выставки участвовали губернатор Калужской области А. Д.Артамонов, председатель Роспрофжела Н. А.Никифоров, директор Калужского завода «Ремпутьмаш» В. А.Дубровин.

Важная роль в повышении надежности рельсовой колеи отводится контролю состояния путевых устройств. За последние годы развитию систем диагностики и неразрушающего контроля пути уделялось самое пристальное внимание. Для решения этих задач привлечены ВНИИЖТ, ПТКБ ЦП, НИИ мостов, фирма ГК «ТВЕМА» и НПЦ «Инфотранс», конверсионные предприятия ПИК «Прогресс», ОАО «Радиоавионика», НПФ Спецмаш и др. В результате железным дорогам за последние пять лет поставлено более 170 мобильных и 4,5 тыс. съемных средств диагностики, начато внедрение принципиально новых мобильных устройств.

Уровень оснащенности хозяйства новыми техническими средствами диагностики достиг 70%. Сегодня можно утверждать, что созданы основы многофункциональной системы комплексной диагностики пути, позволяющей повысить достоверность контроля и оперативно решать вопросы обеспечения безопасного движения поездов. Начался переход к системе планирования путевых работ по фактическому состоянию пути.

На нынешней выставке был представлен самый широкий спектр диагностических средств. Так, научно-производственный центр информационных и транспортных систем «Инфотранс» (г. Самара) показал компьютеризированный путеизмерительный вагон-лабораторию КВЛ-П2.1 и универсальную путеобследовательскую станцию КВЛ-ПИ.2. Вагон-путеизмеритель предназначен для автоматизированного контроля и оценки состояния рельсовой колеи в реальном масштабе времени на скоростях до 120 км/ч при обеспечении высокой точности измерений в любых погодных условиях. Предусмотрено определение дополнительных параметров (зазоров, волнообразного износа, продольного профиля), имеется система видеонаблюдения за состоянием пути и его обустройств, возможен контроль за выполнением технологий путевых работ. Существенно улучшены точностные характеристики измерений основных геометрических параметров пути.

Скоростная бесконтактная многофункциональная путеобследовательская станция (СБМПС) на базе КВЛ-ПИ.2 является во многом уникальной моделью, не имеющей аналогов в мире. Принципиально по-новому решены вопросы съема информации с рельсов и формирования базы измерения их параметров. Все измерения производятся бесконтактными способами. Станция решает четыре круга задач: измерение и контроль основных геометрических параметров на скоростях до 160 км/ч, дополнительных параметров (поперечный профиль головки рельсов, короткие неровности, параметры стыков и др.), неразрушающий контроль состояния рельсов, получение видеоинформации в реальном масштабе времени с возможностью просмотра на видеомониторе любого участка пути.

НПЦ «Инфотранс» представил также ряд средств ручной дефектоскопии. Это автоматизированная бесконтактная путеизмерительная тележка для сплошного контроля геометрии рельсовой колеи РПИ, тележка для индикации волнообразного износа рельсов (двухнитевая) ТИВИР-03, профилограф рельсовый ПР-03, автоматизированный измеритель геометрии рельсов Игра-01, однонитевая тележка для измерения коротких неровностей Тинк-1, автоматизированный путевой шаблон АПШ-3 и другие. Компания осуществляет также полное эксплуатационное сопровождение своей продукции, включая ремонтные работы и обновление программных продуктов, обучение персонала, контроль метрологических характеристик.

Промышленно-инновационная компания «Прогресс» (г. Москва) в кооперации с ВНИИЖТом и ПТКБ ЦП ОАО «РЖД» выпускает скоростную путеобследовательскую станцию ЦНИИ-4МД с бесконтактным съемом и автоматизированной обработкой информации. В настоящее время на сети в штатной эксплуатации находятся 11 таких станций. Это единственное отечественное скоростное средство может работать в составе скорых пассажирских поездов и оценивать боковой износ, стыковые зазоры, угон рельсовых плетей и их температуру, состояние кривых и другие параметры. ЦНИИ-4МД позволяет выявлять неровности пути в плане длиной 40-100 м, оказывающие неблагоприятное влияние на подвижной состав при скоростях движения 160-200 км/ч. Программно-математическое обеспечение этого диагностического комплекса решает вопросы взаимодействия его базы данных с системой баз данных путевого хозяйства.

Компания ПИК «Прогресс» это многофункциональный исследовательский и производственный центр. Здесь уже 15 лет успешно ведется разработка, производство, внедрение и сопровождение в эксплуатации сложных информационно-измерительных и управляющих комплексов на основе оптических инерциальных методов контроля. Также разработана высокоточная система контроля параметров высокоскоростных магистралей на базе интегрированной инерциальной системы БИНС-Н на лазерных гороскопах, модернизированная лазерная система измерения ширины колеи ЛШК-М, модульная система технического зрения, автоматизированная система определения потребности в планово-предупредительной выправке пути, оценки качества путеремонтных работ и другие. Создана также тоннельнообследовательская станция ЦНИИ-4Т для бесконтактных измерений и контроля внутренних габаритов железнодорожных тоннелей.